Словарь

Введение

Самореализация, Пробуждение, Просветление — это такая же нау­ка как и осталь­ные. Она име­ет свои систе­ма­ти­зи­ро­ван­ные, про­ве­ря­е­мые мето­ды и под­хо­ды. Если бы это была слу­чай­ная или хао­тич­ная систе­ма, то воз­мож­но­сть про­буж­де­ния для каж­до­го чело­ве­ка сво­ди­лась к слу­чай­но­сти и везе­нию. За тыся­че­ле­тия суще­ство­ва­ния Ведической Традиции Мастеров, Ведическая Наука сло­жи­лась как строй­ная, пол­ная и совер­шен­ная нау­ка, кото­рая поз­во­ля­ет каж­до­му чело­ве­ку реа­ли­зо­вать цель сво­е­го рож­де­ния на зем­ле, при­ме­нив на себе прин­ци­пы и под­хо­ды, пред­ла­га­е­мые Ведической нау­кой.
Как и любая дру­гая нау­ка, Ведическая нау­ка исполь­зу­ют свой соб­ствен­ный язык, свою соб­ствен­ную тер­ми­но­ло­гию для опи­са­ния про­цес­сов, явле­ний и зако­нов, свя­зан­ных с само­ре­а­ли­за­ци­ей или про­буж­де­ни­ем. И для чело­ве­ка, кото­рый дви­жет­ся к само­ре­а­ли­за­ции, исполь­зуя Ведический метод, жела­тель­но знать язык этой систе­мы.
Ведическая тер­ми­но­ло­гия выра­же­на на язы­ке сан­скрит. Санскрит — это язык, не создан­ный людь­ми, а познан­ный в Пробуждённом Сознании — Созна­нии Брахмана. Уникальность язы­ка сан­скри­та в том, что имя и фор­ма в нём абсо­лют­но вза­и­мо­свя­за­ны друг с дру­гом. Каждый звук сан­скрит­ско­го алфа­ви­та отра­жа­ет в себе спе­ци­фи­че­ский закон при­ро­ды или каче­ства миро­зда­ния, а соче­та­ние этих зву­ков в сло­ве — зако­ны транс­фор­ма­ции одно­го зако­на при­ро­ды или каче­ства в дру­гое.
Особенность пере­во­да поня­тий, опре­де­ле­ний, слов Ведической нау­ки с сан­скри­та обу­слов­ле­на ещё и тем, что суще­ству­ет четы­ре основ­ных состо­я­ний созна­ния и каж­до­му из этих состо­я­ний соот­вет­ству­ет свой уро­вень пони­ма­ния и виде­ния мира. А если ещё учи­ты­вать, что каж­дый тер­мин может быть рас­смот­рен отдель­но с пози­ции наблю­да­те­ля (Риши), про­цес­са наблю­де­ния (Девата) и наблю­да­е­мо­го (Чхандас), то для каж­до­го тер­ми­на Ведической нау­ки может быть дано две­на­дцать уров­ней тол­ко­ва­ния.
В этом сло­ва­ре будут даны тол­ко­ва­ния неко­то­рых Ведических тер­ми­нов для разъ­яс­не­ния их смы­ла на раз­ных уров­нях созна­ния, что долж­но помочь чело­ве­ку, дви­га­ю­ще­му­ся по пути само­ре­а­ли­за­ции, ори­ен­ти­ро­вать­ся в систе­ме Ведических коор­ди­нат. Под поня­ти­ем «обыч­ный пере­вод» будет пони­мать­ся обще­при­ня­тое на Западе смыс­ло­вое зна­че­ние сло­ва, далее будет давать­ся трак­тов­ка исхо­дя из более глу­бо­ко­го смысла, на раз­ных сре­зах пони­ма­ния и для раз­ных уров­ней созна­ния.

Словарь ведических терминов

Асана — обыч­ный пере­вод — «удоб­ная поза». Поза, или поло­же­ние тела, поз­во­ля­ю­щее течь абсо­лю­ту из неструк­ту­ри­ро­ван­но­го, хао­тич­но­го состо­я­ния в направ­лен­ном пото­ке. До про­буж­де­ния, — аса­на — это спе­ци­фи­че­ские позы для тела, кото­рые поз­во­ля­ют транс­фор­ми­ро­вать пси­хо­фи­зи­ку в резуль­та­те направ­лен­но­го тече­ния созна­ния из его неструк­ту­ри­ро­ван­но­го состо­я­ния по опре­де­лён­ным кана­лам вни­ма­ния. В состо­я­нии сама­д­хи, в любой аса­не, чело­век может пре­бы­вать сколь угод­но дол­го. После Пробуждения — любое поло­же­ние тела явля­ет­ся аса­ной.


Атма, Атман — обыч­ный пере­вод — «само­сть, душа». Абсолют, осо­зна­ю­щий своё соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние. Термин, кото­рый исполь­зу­ют для обо­зна­че­ния выс­ше­го «Я» чело­ве­ка и всех живых суще­ств. Пробуждение — это непо­сред­ствен­ное про­жи­ва­ние Атмы на инди­ви­ду­аль­ном опы­те. В Ведической нау­ке про­буж­де­ние так же назы­ва­ет­ся Атма-Видья — зна­ние Атмана. После про­буж­де­ния чело­век вос­при­ни­ма­ет себя как живой абсо­лют — Атма. «Я не это — я ТО» — «я» не огра­ни­чен­ное в про­стран­стве и вре­ме­ни тело, ум, эго — «я» без­гра­нич­ный, бес­смерт­ный, живой абсо­лют — Атма.


Брахм, Брахма, Брахман — обыч­ный пере­вод «абсо­лют». Самообращённое и само­до­ста­точ­ное состо­я­ние абсо­лю­та в самом себе; порож­да­е­мое, под­дер­жи­ва­е­мое и рас­тво­ря­е­мое самим собой в себе самом. Дословно сло­во Брахм мож­но пере­ве­сти как «само­из­лу­ча­ю­щее само­по­гло­ще­ние». Окончательная и един­ствен­но суще­ству­ю­щая реаль­но­сть. Полнота все­го миро­зда­ния, явля­ю­ща­я­ся боль­шим, чем сум­ма всех состав­ля­ю­щих его эле­мен­тов. Восприятие мира как Брахм (Брахман) воз­мож­но лишь в Сознании Брахмана — Брахма-Видья — состо­я­ние созна­ния, реа­ли­зу­е­мое после Пробуждения как резуль­тат абсо­лют­ной само­от­да­чи себя. Отличие Брахм от Атмы в том, что всё есть Брахм — всё есть Абсолют, а Атма — это абсо­лют осо­зна­ю­щий своё суще­ство­ва­ние. Гора — есть Брахм — это абсо­лют, но она не осо­зна­ёт своё суще­ство­ва­ние. Человек в состо­я­нии про­буж­де­ния явля­ет­ся Атма и Брахм — он абсо­лют, и этот абсо­лют осо­зна­ёт себя как абсо­лют. Сознание Брахма-Видья харак­те­ри­зу­ет­ся фра­зой «Ахам Брахмасми» — «Я есть Брахм, я есть Абсолют, а есть Всецелостность, Тотальность, я есть Всё», Атма-Видья — «Я есть ТО».


Веда — «зна­ние». Подробный пере­вод «исти­на отра­жён­ная в себе». Веда — это запи­сан­ная в фор­ме после­до­ва­тель­но­го тече­ния зву­ков струк­ту­ра абсо­лю­та в самом себе. Абсолют, Брахм не явля­ет­ся некой аморф­ной суб­стан­ци­ей — он очень чёт­ко струк­ту­ри­ро­ван в самом себе и эта струк­ту­ра подоб­на тече­нию оке­а­на в самом себе. Самоорганизующая дина­ми­ка, струк­ту­ри­ру­ю­щая абсо­лют в самом себе нели­ней­на и лежит за пре­де­ла­ми про­стран­ства и вре­ме­ни — это абсо­лют, созда­ю­щий свою соб­ствен­ную «арма­ту­ру», своё соб­ствен­ное тече­ние в самом себе из само­го себя. И эту струк­ту­ру воз­мож­но вос­при­ни­мать в выс­шем состо­я­нии созна­ния после реа­ли­за­ции Брахма-Видья. Людей, кото­рые вос­при­ни­ма­ют эту струк­ту­ру абсо­лю­та, в Ведической Традиции назы­ва­ют Риши. Когда чело­век вос­при­нял самор­га­ни­зу­ю­щую дина­ми­ку абсо­лю­та, то её воз­мож­но вос­про­из­ве­сти в гра­фи­че­ской или в зву­ко­вой фор­ме. Передача этой струк­ту­ры в зву­ко­вой фор­ме и извест­на как Веда: Рик Веда, Сама Веда, Яджур Веда и Атхарва Веда. Это вос­про­из­ве­дён­ное в фор­ме слы­ши­мо­го чело­ве­че­ским ухом после­до­ва­тель­ное тече­ние зву­ков, соот­вет­ству­ю­щее струк­ту­ри­ро­ван­ным в самом себе виб­ра­ци­ям абсо­лю­та. Последовательное тече­ние зву­ков Веды пере­да­ет в линей­ном виде с раз­ных сто­рон не линей­ную струк­ту­ру абсо­лю­та. Веда не была созда­на или при­ду­ма­на кем либо, и у неё нет авто­ра. Разные Риши вос­при­ни­ма­ли раз­ные струк­ту­ры абсо­лю­та и это пере­да­ва­лось в фор­ме зву­ков из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Позже это после­до­ва­тель­ное тече­ние зву­ков было запи­са­но в фор­ме книг. Но Веды не име­ют смысла в том пла­не как мы при­вы­кли пони­мать — у них нет смыс­ло­во­го интел­лек­ту­аль­но­го зна­че­ния, поэто­му их бес­смыс­лен­но читать в пере­во­де с сан­скри­та и искать в них какой- либо смыс­ло­вой кон­текст. Это зву­ко­вое выра­же­ние абсо­лю­та в самом себе.

«Это веч­ная исто­рия, рас­ска­зы­ва­е­мая абсо­лю­том само­му себе, в самом себе»

Махариши Махеш Йоги. 

Веда — это само зна­ние, не на уров­не смысла или интел­лек­ту­аль­но­го пони­ма­ния — это зна­ние в самом себе, на сво­ём само­до­ста­точ­ном уров­не, виб­ри­ру­ю­щее в абсо­лю­те.
После реа­ли­за­ции про­буж­де­ния — Атма-Видья — чело­век зна­ет себя как абсо­лют. После реа­ли­за­ции Брахма-Видья, чело­век зна­ет, как этот абсо­лют дви­га­ет­ся в самом себе, его струк­ту­ру и его при­ро­ду в самом себе, поэто­му Веда — это зна­ние сво­ей соб­ствен­ной абсо­лют­ной при­ро­ды на уров­не самой себя.


Ведическая нау­ка — систе­ма­ти­зи­ро­ван­ное зна­ние о зако­нах при­ро­ды, миро­зда­нии и реа­ли­за­ции чело­ве­ка, пере­да­ю­щи­е­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние в Традиции Ведических Мастеров. Включает в себя зна­ние о зако­нах, прин­ци­пах и спо­со­бах реа­ли­за­ции конеч­ной цели эво­лю­ции чело­ве­ка — про­буж­де­нии, про­свет­ле­нии. Это зна­ние стро­ит­ся на пол­ном и совер­шен­ном пони­ма­нии абсо­лют­ной при­ро­ды чело­ве­ка как непро­яв­лен­но­го выс­ше­го Я, абсо­лю­та, Атма; на пол­ном и завер­шён­ном зна­нии при­ро­ды миро­зда­ния как Брахме — кото­рое боль­ше чем про­яв­лен­ное и непро­яв­лен­ное вме­сте взя­тое, и кото­рое неот­де­ли­мо от выс­ше­го Я; а так же на зна­нии меха­низ­мов, прин­ци­пов и зако­нов про­яв­ле­ния, под­дер­жа­ния и рас­тво­ре­ния миро­зда­ния. Это зна­ние дает пони­ма­ние под­хо­дов к каж­до­му отдель­но­му чело­ве­ку, в каж­дом про­ме­жут­ке вре­ме­ни (Сат Юга, Двапара Юга, Трета Юга, Кали Юга) для реа­ли­за­ции его выс­шей цели — жиз­ни в пол­ной сво­бо­де, удо­вле­тво­ре­нии и пол­ной реа­ли­за­ции — в Сознании Брахмана. Подходы к вопро­су само­ре­а­ли­за­ции чело­ве­ка зави­сят не толь­ко от кон­крет­но­го чело­ве­ка (его пси­хо­фи­зи­ки или при­ро­ды его тела и ума), но и от того вре­ме­ни, в кото­ром он живёт, посколь­ку в раз­ные эпо­хи зако­ны при­ро­ды раз­ви­ты по-раз­но­му и по-раз­но­му вли­я­ют на чело­ве­ка. Ведическая нау­ка вла­де­ет пол­ным и завер­шён­ным зна­ни­ем о реа­ли­за­ции каж­до­го кон­крет­но­го чело­ве­ка в любом вре­мен­ном отрез­ке.


Продвинутая тех­ни­ка ТМ — это про­дол­же­ние Трансцендентальной Медитации. В этой тех­ни­ке про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ние ман­тры, что спо­соб­ству­ет ста­би­ли­за­ции опы­та само­об­ра­щен­но­го ума, а так же она утон­ча­ет вос­при­я­тие, тем самым раз­ви­вая состо­я­ние сама­д­хи. Продвинутая тех­ни­ка, это как сле­ду­ю­щая пере­да­ча в авто­мо­би­ле — она уко­ря­ет ваше про­дви­же­ние по пути эво­лю­ции.


Поделитесь с друзьями в соцсетях