СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ

Различные пути йоги для различных людей

Махариши

Вопрос: … В своем комментарии к «Бхагават Гите» Шанкара говорит о людях, которым предопределено действие и людей, которым предопределено знание …



Махариши: Это неправильное толкование. Потому что каждый человек способен и на действия и на знание. А также на действие после обретения знания. Вот это правильно.

Это разделение, превнесенное переводчиками. Они говорят, что есть пути — путь знания и путь действия, путь преданности, и путь йоги. Это такое глупое толкование (смеется). Каждый человек рожден, чтобы насладиться прелестью всех этих путей и целью их всех. Не существует отдельных путей, как эти. Это отдельные сегменты одного пути — один путь, а затем четыре сегмента, вот как.


А затем они оправдывают свое видение, говоря, что, все люди различны. Разные люди отличаются по своей тенденции, по своему знанию, по уровню своего сознания, а, значит, существуют разные пути подхдящие различным людям. И это звучит логично на уровне невежества, очень логично: разные пути для разных людей. Кто может сказать «нет», при таком логичном заявлении. Но все это так неправильно. (…) Это не четыре пути.

Каждый человек должен быть йогом, это означает, что он должен пройти путь йоги. Каждый человек должен быть гъяни, значит он должен пройти путь Гьян, путь знания. Каждый человек должен быть бхакти, преданный, который должен пройти путь преданности. Каждый человек должен быть карми, действующий и актер. Жизнь не может быть без действия в любом случае. Он должен быть актером, установленным в своем бесконечном значении.


Каждый человек должен быть совершенным. А не так, что один человек будет йогом, а другой будет карми и третий будет преданным, а четвертый будет гъяни. Нет, это очень большое заблуждение …



Амхерст, 1971

Махариши Махеш Йоги