НОВОСТИ, СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ

Санкхьи

Ведическая наука Заметки М. Молдованова

Продолжаем «образовательную программу» по Ведической науке

Напомню, что всё, о чём здесь говориться — это не Истина, а лишь прояснение терминологии. Любая система «работает» лишь тогда, когда она Оживлена Живым Мастером. Это не то, что надо применять относительно себя самостоятельно изучив литературу на эту тему.

Рассмотрим одно из популярных учений, ошибочно ставшим рассматриваться как самостоятельным, учение — Санкхьи. Напомню, что Санкхья это одна из шести систем Упанг и будучи взята самостоятельно не является всей полнотой Указателей на Реальность.

Санкхья значит имеющая отношение к числу. Эта система, изложенная Капилой, полагает, что знание феномена не будет полным без знания его компонентов. В своем анализе сознания и жизни, Санкхья устанавливает двадцать пять категорий, лежащих в основе всего миро¬здания (всех феноменов) и процесса эволюции.



1. Пуруша

Пуруша, или Дух, описывается как основа субъективного аспекта жизни. В учении Капилы Он есть вечный безмолвный свидетель всего, что было, есть и будет. Это есть ни что иное, как Осознание. Для обнаружения того или иного феномена он должен быть Осознан. Присутствие, уже включено в его Осознание. В отсутствие прямого опыта Осознания-Присутствия, прямого опыта Пурушы, последователи Санкхья стали мистифицировать Пуруша как некое реально существующее абстрактное божество, обладающее функцией свидетельствования.



2. Пракрити

Пракрити, в учении Каплы звучит как Природа, — как первоначальная субстанция, из которой «возникает» все сущее. Ее составляющие — три гуны: саттва, раджас и тамас. Они отвечают за все изменения и образуют основу эволюции. Пракрити есть ни что иное, как Знание. То, что Присутствует и Осознаётся — «возникает» как Знание. Пракрити делится на Пара-Пракрити — Знание не знающее само себя, Знание как наличие библиотеки, когда мы ещё не достали конкретную книгу. И просто Пракрити — как Знание в развёрнутом виде, когда есть Знание о Знании, как конкретная книга, взятая из этой библиотеки.



3. Махат

Махат- это причинное тело вызывающее игру в разделённость.
В учении Капилы Махат описывается как первое состояние эволюции, в котором прежде недиф¬ференцированная первоначальная субстанция, Пракрити начинает дви¬гаться к проявлению, начинает держаться определенного направления. Это есть ничто иное, как механизм возникновения Знания в результате Осознания. Когда Знание становится высвеченным Присутствием и Осознанием.
В результате утраты опыта Присутствия-Осознания, Махат стал восприниматься как некая космическая воля в действии, удовлетворяющая побуждение к про¬явлению, которое было создано нарушением совершенного равновесия трех гун. В отсутствии Осозания на принципе Махат паразитирует Большой Автор, когда не открыта вся троица Осознание-Присутствие-Знание, и не обнаружена условность их разделения.


4. Ахамкара

Ахамкара — это принцип, отвечающий за индивидуализацию Махата.
Ахамкара состоит из двух аспектов — Ахам и Кара.
Ахам — это номинальный субъект, возникающий в результате игрового разделения Единого Сознания на Субъект-Процесс-Объект, для того, что бы случилось восприятие. Когда номинальный субъект, или субъект опыта находится в сфере Осознания, то он всегда остаётся субъектом, который таковым и осознаётся. Когда он «выпадает» из осознания, тогда возникает подразумевание, что есть некто, обладающий возможностью воспринимать, некая точка, которой приписываются функции. Это возникновение функциональности или способности действовать и есть «Кара».
Таким образом когда субъект осознаётся — это Ахам.
Когда субъект вне осознания — это Ахамкара, Эго, Автор, тот кто обладает способностями к действию.


5. Манас

Манас — это ум, который обеспечивает феномен для принципа индивидуализации, ахамкары. Когда ум не ясный, не освещён Осознанием, тогда он «прячет» Ахам и выводит на сцену Ахамкара, возникает Автор. В состоянии Манаса условная игра Пракрити, воспринимается как «моя мысль», «моё желание».


6—15. Индрии

Следующие десять принципов называются индриями, или чувствами:
пять чувств восприятия (гьянендрий) и пять органов действия (кармен-дрий). Они связывают ум с проявленным миром объектов.


16—20. Танматры

Танматры составляют пять основных сущностей, объектов пяти чувств восприятия. Они выражают себя в пяти элементах, которые образуют объекты чувств и которые обеспечивают материальную основу всей объективной вселенной. Так, сущность звука (шабда танматра) выражает себя в пространстве, сущность осязания (спарша танматра) — в воздухе, сущность формы (рупа танматра) — в огне, сущность вкуса (раса танматра) — в воде и сущность запаха (гандха танматра) — в земле.
В процессе эволюции, по мере того как влияние тамаса возрастает, субъективное творение приходит к концу, и начинается объ¬ективный мир. Танматры, образуя, как обычно, основу пяти элементов, находятся в самой грубой области субъективного аспекта творения.



21—25. Махабхуты

Пять махабхут, или элементов, из которых состоит материальное ми-роздание, — это пространство (акаша), воздух (вайю), огонь (теджас), вода (апас) и земля (притхиви).

Можно заметить, что всё учение Санкхьи в изложении Капилы может быть подтверждено непосредственным опытом, когда обнаружена Реальность проявляющая себя как Реализация, и обнаруживаются все грубые и тонкие уровни творения, как условная ирга в видимость границ в результате игры аспектов Присутствия-Осознания-Знания, создающих условность многообразия и их восприятие.

Михаил Молдованов